Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 9-18

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Луки, Глава 20
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Эта притча является непосредственным продолжением беседы с первосвященниками, которые пришли узнать у Христа об источнике Его полномочий после того, как Он изгнал торгующих из Иерусалимского храма. Прямого ответа на их вопрос Христос не дал, так как честным и открытым можно быть лишь тем, кто сам является таковым. У первосвященников же были серьезные проблемы с честностью. Поэтому Господь уклонился от прямого ответа как от бессмысленного и даже вредного. Но все же Он отвечает на вопрос, правда делает это иносказательно, через притчу, которая обращена к народу, но произнесена в присутствии первосвященников.

Не надо быть знатоком Священного Писания, чтобы понять, кого имеет в виду Христос, когда произносит эту притчу. Виноградари — это первосвященники и вообще, вся элита Израиля, рабы, которых хозяин посылает в виноградник — ветхозаветные пророки, которыми упорно пренебрегали правители, и которые были гонимы и убиты, а наследник — это Сам Христос, Которого в скором времени убьют в надежде, что через это действие получится получить независимость от Бога.

Но есть в этой притче и еще нечто очень важное, то, что может пройти мимо внимания нашего современника, но на что не могли не обратить внимание Христовы слушатели. Образ виноградника был им прекрасно знаком из книги пророка Исайи. В частности, в 5-й главе этой книги звучит так называемая Песнь о винограднике. Она говорит о том, что Бог насадил виноградник — Израиль, но Его надежды не были оправданы и потому Он оставит без Своего попечения когда-то созданное Им. У песни Исайи существует прекрасно известное во времена Христа раввинистическое толкование: оно говорит о разрушении Иерусалимского храма в 586-м году до Рождества Христова. Слушатели Христа прекрасно понимали, что слова притчи указывают на то же самое: храм снова будет разрушен, первосвященники подвергнутся суду от Бога, а возделывание виноградника, то есть соблюдение и передача истины о Боге, будет передана другим людям. Именно так и поняли Христа Его слушатели, потому то они и попытались с Ним спорить, сказав «да не будет!». Их можно понять. Ведь сохранение израильским народом истины о Боге — это и национальная идея, и смысл существования, и предмет для гордости. За века люди привыкли к своей избранности. Они начали считать ее чем-то естественным и неотъемлемым. Но Бог как дал, так может и забрать. Конечно, это относится не только к народу Израиля. Опасность начать воспринимать дары Бога как нечто само собой разумеющееся подстерегает абсолютно любого, кто чем-то одарен. А одарен любой человек, у любого есть нечто уникальное, такое, чего нет у других. В конце концов у каждого из нас есть жизнь. Абсолютно у любого есть и свой предмет для гордости. Значит, и опасность лишиться этого подстерегает каждого, кто забудет об истинном Источнике своих дарований и о необходимости соотносить свое поведение с Его волей.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

«Бога нет. Перестань волноваться и начни наслаждаться своей жизнью». Конечно же, это не евангельская и не святоотеческая цитата, это призыв, который можно встретить в том числе и на баннерах в ряде крупных городов. Собственно, именно против такой позиции направлена сегодняшняя Христова притча. Она довольно часто повторяется в рамках литургических евангельских чтений. Контекст ее произнесения, ее содержание не оставляют никаких сомнений — она про трагические взаимоотношения Израиля и Мессии — Христа. Образ виноградника как избранного Богом народа — тоже хорошо известен, о нем говорил ещё пророк Исайя: «Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучнённой горы, и Он обнёс его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесёт добрые грозды, а он принёс дикие ягоды» (Ис. 5:1–2). Христос, по сути, продолжает слова Исайи и говорит о взаимоотношениях тех, кто должен облагораживать виноградник — Израильских учителях и хозяина — Бога. Сами адресаты, как дальше свидетельствует евангелист Лука, «поняли, что о них сказал Он эту притчу».

Та проблема, которую ставит Христос Своей притчей, вневременна. Работники совершенно точно знали, что перед ними наследник хозяина. Они решают убить его с единственной целью — получить наследство. Иными словами, стать свободными от хозяина. В притче это действие предстаёт как крайне нелогичное, оно на грани безумия. Если и говорить об убийстве как пути к обладанию, то убивать надо не наследника, а самого хозяина. Но хозяин здесь Бог. Его убить невозможно. Физически устранить можно лишь Его делегатов. Это, по мысли притчи, — самое большое из того, что можно сделать для освобождения от Бога. Мысль о том, что Бог порабощает и что свобода возможна тогда, когда Его не будет — буквально витает в воздухе. Часть современного общества полагает, что оно справилось с этой задачей — Бог выведен «из оборота», Его нет. Совершенно очевидно, что Бог как проблема останется даже тогда, когда о Нем никто не будет напоминать. Если не будет проповедников, то, как сказал Сам Христос, «камни возопиют», сама природа будет проповедовать величие Творца, Его мудрость и всевластие.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Важнейшей чертой религиозного мировоззрения является представление о том, что мир, в котором мы живем — сотворен Богом, он Божий по своему замыслу и содержанию. Бог его Творец, Он никем кроме Самого Себя не мотивирован, никто не понуждал Его к этому и никто кроме Него не является владыкой всего сотворенного.

В сегодняшней притче, эта идея выражена кратко, но достаточно однозначно.

В этом сотворенным мире есть виноградари, то есть те самые существа, свободные и мыслящие, которых Господь сотворил, чтобы они вели мир к задуманной Богом цели.

В каждой притче есть несколько смыслов, несколько слоев. В буквальном смысле сегодняшняя притча рассказывается иудеям и в ней звучат явные параллели с ветхозаветными пророчествами. Именно в пророческих книгах Бог сравнивает Израиль с виноградником. И значит виноградари это люди которые ведут Израиль к его цели. К цели мессианской, к цели распространения веры в единого Бога во всех остальных людях.

Что же делают виноградари? Вместо того чтобы работать на Бога и готовить урожай для него они решают что урожай их собственность и, будучи побеждены собственным эгоизмом и жаждой наживы, они не только избивают слуг, но и убивают сына, фактически посягая на самого отца. Однако отец, конечно, остаётся для них недостижим, в причине нет даже намека на то, что они могут сделать нечто отцу и в действительности стать наследниками. В Ветхом Завете есть образ тяжбы Бога с виноградником. Он спрашивает его: «Почему я посадил породистый виноград, заботился о нем и ждал хороших плодов, но получил совсем иной урожай, как будто бы передо мной виноград дикий, чего я не сделал для виноградника моего?» Ответа нет, потому что Бог сделал все. И мы слышим, как приходя, Хозяин губит виноградарей и отдает виноградник другим.

Все образы были вполне прозрачны для людей того времени. Вот почему слышавшие притчу, говорят Христу: «Да не будет!» Они сказали так, потому что поняли, что речь идёт о них.

Но только ли о них? На самом деле, сказать, что притча про кого-то другого очень легко. Но если мы задумаемся над ее содержанием, мы поймем, что Бог каждому из нас дал свой виноградник и этот виноградник наша душа, на которой мы также должны работать для того чтобы принести Богу достойные плоды. Но человек не хочет этого признавать. Обуреваемый корыстью и стремлением к ложно понятой свободе мы решаем, что наша жизнь — только наша и что мы можем распоряжаться ею ради своих целей. Однако, Краеугольный камень, о котором говорит Христос, не обойти даже если Он будет отвергнут, даже если мы постараемся про него забыть... Так или иначе, он все равно встретиться на нашем пути. Услышав сегодняшнюю притчу не стоит думать, что она ком-то другом... на самом деле она обо мне и о вас лично. О моём и о вашем отношении к тому, что задумал о нас Бог... О том, к чему Он ведёт нас и о том, идем ли мы вместе с Ним.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
12.12.2019четверг
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****