Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Книга пророка Исайи, Глава 45, стихи 11-17

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
cвященник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.

Библейские чтения

* Поделиться

Книга Бытия, Глава 22, стихи 1-18

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 17, стихи 17-28, Глава 18, стихи 1-5

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Книга пророка Исайи, Глава 45
Читать далее
Книга Бытия, Глава 22
Читать далее
Книга Притчей Соломоновых, Глава 17
Книга Притчей Соломоновых, Глава 18
Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Задумывались ли вы, дорогие друзья, почему Бог — вовсе не очевиден? Ведь многие важные, значимые вещи в жизни — совершенно просты и очевидны: но зачем же Бог скрывает Своё присутствие от человека?

В отрывке из 45-й главы книги пророка Исайи, который читается сегодня в храмах во время великопостного богослужения, нам даются важные «вводные», чтобы ответить на этот вопрос.

Глава 45.

11 Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?

12 Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.

13 Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф.

14 Так говорит Господь: труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога.

15 Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель.

16 Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов.

17 Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков.

В только что прозвучавшем отрывке пророк Исаиа называет Бога — «Сокровенным», «Богом Израиля», «Спасителем». Этому утверждению предпосылается история — пророческая — о том, как некогда великие и могущественные народы Египта, Эфиопии и других земель придут в Иудею и признают господство Бога Израиля.

Но если внимательно вдуматься в вышеизложенное, получается нечто очень странное. С одной стороны — утверждение о «сокрытости», неочевидности бытия Божия даже для самих же иудеев. С другой — полный триумф победы именно этого, «сокрытого», Бога, над идолами окружающих народов. Как это понимать?

Ответ нам даёт замечательный православный богослов Владимир Николаевич Лосский. Вот что он пишет: «„Сокрытый Бог“ пророка Исаии, „Бог Израилев, Спаситель“, никаким видимым образом Своей природы не обнаруживающий, не остаётся Богом неведомым: Он говорит и требует ответа; Он открывает Своё имя и зовёт по имени тех, кого избирает: Авраама, Исаака, Иакова».

С мыслью Лосского перекликается афоризм известного американского архитектора, изобретателя, общественного деятеля Бакминстера Фулера: «Бог — это глагол, а не существительное». Эта мысль Фулера особо примечательна тем, что в молодости, будучи в состоянии жесточайшего кризиса, совсем незадолго до задуманного страшного поступка, он неожиданно услышал ясным образом следующее: «Ты не должен убивать себя. Ведь ты сам себе не принадлежишь. Ты — часть Бытия. И твоя значимость навсегда останется тебе непонятной — но пока ты нацелен на высшую выгоду другим — ты на правильном пути!»

Вот как разрешается кажущееся противоречие между «сокровенностью» Бога и очевидностью Его действия в мире: Бог открывает Себя верующим в Него не как какую-то навязчивую философскую абстракцию, а как «глагол», непрекращающееся действие, нацеленное на благо человека. И это действие как активное проявление любви куда более убедительно свидетельствует о Боге, чем многие тома рациональных размышлений!

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Первый стих сегодняшнего чтения заставляет задуматься. Устами Своего Пророка Господь Бог задаёт вопрос: вы что, на самом деле хотите Мне, Богу, Творцу всего мироздания, указывать, как и что лучше делать?.. Вы это... серьезно?..

А теперь давайте задумаемся. Разве не бывало в нашей жизни ситуации, когда мы — возможно, сами того не осознавая, — дерзали указывать Богу, как и что лучше делать? Разве любой ропот и возмущение — не из этой же области «указания?» Но неужели мы настолько безумны, чтобы пытаться повелевать или — даже страшно произнести! — управлять Самим Господом Богом? Нет, что-то здесь не сходится, главная причина лежит в чём-то другом.

Я бы ещё более обострил вопрос: а разве каждая наша молитва, каждое обращённое к Небесам прошение — не есть пусть и закамуфлированное правильными и благочестивыми словами, но всё же конкретное пожелание Богу — что и как делать?..

Похоже, мы нащупываем что-то очень важное. Всё же есть разница между «пожеланием» и «указанием». Бог, как любящий нас Небесный Отец, вовсе не запрещает человеку желать. Более того, в одном из псалмов Давида мы слышим: «И даст тебе Господь по сердцу твоему, и все намерения твои да исполнит» (Пс. 19:5). Любой разумный родитель будет очень внимательно наблюдать за тем, что рождается в важнейшей части души ребенка — желательной: ведь именно через это во многом определяются его интересы, увлечения, быть может, и главное содержание всей будущей жизни. Итак, выражение желания — причём любого! — вовсе не предосудительно — если только оно не вступает в конфликт с конкретными запретами, то есть если это не желание греха.

Что же такое тогда «указание»? По большому счёту, это изменение... иерархии. Тот, кто раздаёт «указания», по умолчанию находится над теми, кто их обязан исполнять. Если это приложить к отношениям между человеком и Богом, получается страшная картина: разве это не есть откровенный сатанизм — помните, на что замышлял некогда светлый ангел Денница, ставший диаволом — «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:12). Избави Бог, конечно же, от подобных помыслов!

Значит, каждый раз, когда мы обращаемся к Богу с определённой просьбой, надо чётко понимать: мы только излагаем перед Ним все наши боли и скорби, наши надежды и ожидания — но ни в коем случае не пытаемся навязать Ему свою, человеческую, волю! Мы говорим только о себе самих — но не о том, что и как Он должен делать.

И если мы приучим себя не забывать об этом во время молитвы — тем самым на опыте мы очень быстро убедимся: наши молитвы не только слышат там, Наверху, на Небесах, но ещё и исполняют их такими невероятным путями, о которых мы и помыслить не смели!...

Читать далее
Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

Греческое слово «мессия», или по-еврейски «машиах», переводится как «помазанник». Так в древности называли людей, которые призваны Богом на особое служение. Их цель — исполнить возложенную на них миссию Творца. По сути, любой еврейский царь, а также пророк был мессией. Но традиционно всё же этот титул мы используем для того, чтобы указать на Иисуса Христа. Для нас Он главный Мессия, так как совершил самое важное дело в истории человечества — Своей смертью на кресте и воскресением избавил всех нас от греха, проклятия и смерти. И вот, что интересно: то повествование, которое мы только что услышали, рассказывает нам ещё об одном мессии. Как ни странно, он не принадлежал к еврейскому народу, более того, был язычником. Речь идёт о персидском царе Кире.

Персидская империя была одним из самых могущественных государств, когда-либо появлявшихся в человеческой истории. Её рассвет приходится на 6 век до н.э. Именно персы уничтожили Вавилонское государство, в плену которого тогда томился еврейский народ. Царь Кир очень милостиво обошёлся с Израилем. Он даровал ему свободу, помог восстановить Иерусалим и вновь отстроить его сердце, Иерусалимский храм. Поступок Кира, а именно, забота о чужой для него нации, был настолько беспрецедентен для древнего мира, что многие явственно ощутили в нём вмешательство Бога в события истории. Об этом сегодня и говорит пророк Исаия. Кира она называет человеком, которого «Господь воздвиг в правде». То есть, избрал для того, чтобы он восстановил на земле Божественную справедливость. Более того, он даже называет его мессией.

Вот так Господь неожиданно входит в судьбу человека. Нас часто окружают люди, которых мы совершенно не воспринимаем в качестве Его посланников. Кроме того, мы нередко оказываемся в ситуациях, которые считаем не просто обыденными, но абсолютно нежелательными и неприятными с точки зрения возможности присутствия в них Творца. Однако нередко именно так Бог и входит в нашу жизнь. Ведь Он не обязан подчиняться нашим ограниченным представлениям о действии Его Промысла. «Неужели вы хотите Мне указывать в деле рук Моих?» — так Господь говорит нам сегодня голосом пророка Исаии. А потому наша задача — научиться замечать Его там, где мы не привыкли Его видеть. И научиться этому можно, приучив себя к благодарности Богу за всё, что с нами происходит. Лишь в этом случае мы однажды реально ощутим, что Господь неосязаемо присутствует с нами в каждый момент нашей жизни. И даже в самой сложной ситуации Его любящие руки поддерживают нас, направляя по совершенно неожиданному пути спасения.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение, как и вся книга пророка Исаии, открывает нам панораму истории древнего мира. Мы слышим упоминание самых разных народов, видим войны и завоевания, пленения и освобождения из плена. В ней возвышаются цари и низвергается империи... Однако, происходит все это не только потому, что люди проявляют инициативу, но еще и потому что Бог попускает им это сделать, встраивает их волю в более масштабный замысел. Это, конечно, не значит, что сами события, которые происходят, всегда хороши, что они представляют собой лучший путь из всех возможных. Несомненно, Бог не желал, чтобы Адам и Ева избрали путь греха, Он не желал так же, чтобы люди развратились как это произошло перед потопом, или, чтобы израильтяне стали поклоняться идолам.... Однако все это произошло, и Бог попустил ассирийской империи напасть на свой народ, а потом вавилонской империи завоевать его и увести в плен. Впрочем, воля человеческая — это не последняя правда о мире. Человек, конечно, творит то, что хочет, но даже самые страшные вещи, о которых действительно можно было бы сказать «хорошо бы чтобы их не было», могут быть осознаны человеком как зло и исправлены. Конечно, у нас нет машины времени и многого не вернуть, но мы можем делать правильные выводы и хотя бы отчасти исправлять свои ошибки.

Описывая трагическую историю своего народа, Исаия показывает, что Бог, используя самые разные средства, помогает человеку остановиться и свернуть с пагубного пути. Кто как ни пророк, любящий своих соплеменников, мог бы с возмущением обвинить Бога во всех невзгодах? Он хозяин мира, как Он мог это допустить? Исаия находит выход в доверии. Пророк не берется объяснять зло и невзгоды, не строит примитивных схем, которые все объясняли... Ведь это было бы явной неправдой, если бы он сказал, что ему всегда и все было понятно. Конечно, нет. Для этого, ни ему, ни нам не хватает знаний, не хватает видения масштаба и осознания всех взаимосвязей. И осознавая свою ограниченность, он восклицает: Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель.

Слово сокровенный можно было бы перевести как невидимый. Однако невидимы не означает неведомый. Исаия знает Бога как того, кто любит свой народ. Если он не может чего-то понять, он предпочитает доверять и надеется, что его примеру последуют все прочие.

Современный человек может возмутиться и сказать. Конечно, родители не всегда поясняют детям свои действия, но мы то уже не дети, нам можно было бы объяснить. Что ж, чтобы понять несправедливость этого обвинения, стоит посмотреть на свою собственную жизнь. Сколько раз в течение прожитых лет мы осознавали, что в свое время нам не хватило знаний и опыта и окажись мы сегодня в прошлом, поступили бы по-другому. Но если мы, даже в масштабе нашей жизни, всего нескольких десятилетий, меняемся и меняем свое отношение к происходящему, не слишком ли самоуверенно, требовать от Бога объяснений здесь и сейчас, так как мы уже выросли, чтобы все правильно понять.

Понимая наивность этого пути, Исаия предлагает нам единственно верный путь — доверие Тому, кто открылся как любовь, Тому, кто в свое время откроет нам смысл всех вещей и увидев Его лицом к лицу, мы не спросим Его ни о чем.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Персидская империя была одним из самых могущественных государств, когда-либо появлявшихся в человеческой истории. Ее рассвет приходится на 6 век до н.э. Это именно тот момент, когда Израиль томился в вавилонском плену. Как и многие другие царства некогда грозный Вавилон не устоял перед мощью армии персов. Предводитель персов, царь Кир, очень милостиво обошелся с евреями. Он даровал им свободу. Люди могли вернуться домой в Палестину. Более того, Кир был настолько великодушен к пленникам, что не только не потребовал выкуп за свое благодеяние, но и сам снабдил евреев всем необходимым для того, чтобы на родине они смогли начать новую жизнь. Он помог бывшим рабам отстроить Иерусалим и его сердце иерусалимский храм. Поступок беспрецедентный для древнего мира. Ладно бы просто отпустил. Но царь словно забывает о своих интересах ради заботы о каких-то жалких погорельцах. Это было настолько алогично, странно и неожиданно, что свидетели происходящего не могли не подумать о явном сверхъестественном вмешательстве в судьбу еврейского народа. Именно об этом и говорит сегодня пророк Исаия. Кира она называет человеком, которого «Господь воздвиг в правде». То есть, избрал для того, что он восстановил на земле Божественную справедливость. И это далеко не все. Несмотря на то, что Кир был язычником, Священное Писание даже называет его Мессия, то есть Помазанник, Избранник Бога. Наивысший титул, который в сознании еврея может носить фигура равная по своему масштабу и значимости с фигурой пророка Моисея или царя Давида.

Эта история демонстрирует одну важную идею. Господь может войти в нашу жизнь совершенно неожиданным образом. Через людей, которых мы не совершенно не воспринимаем в качестве Его посланников, через ситуации, которые считаем обыденными, прозаичными или даже нежелательными и неприятными. Но Господь не обязан подчиняться нашим ограниченным представлениям о Нем и о действии Его Промысла в нашей жизни. И об этом Он прямо говорит в самом начале: неужели вы «хотите Мне указывать в деле рук Моих»? То есть, неужели вы думаете, что Я всегда будут действовать по тому шаблону, который живет в вашем сознании? Если бы это было так, то евреи так и остались бы в Вавилонском плену, Сын Божий не стал бы человеком, а наша жизнь была бы предсказуема и тосклива. Но Господь потому и Спаситель, что в сложной ситуации приходит неожиданно, откуда не ждали. Наша задача научиться просто замечать Его присутствие там, где мы не привыкли Его видеть.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В одном из прошлых чтений мы слышали о том, как Бог говорил Аврааму, что его награда будет велика. Однако Авраама совершенно не образовало такое обещание. «Что ты можешь дать мне, если у меня нет наследника?», — ответил он Богу. Не стоит забывать, что праотец был воспитан в древней патриархальной культуре в рамках которой считалось, что ты благословлен Создателем, только если у тебя есть потомство, которому ты оставляешь свое имение. Бог показывает Аврааму звезды на небе и говорит ему, что его потомство будет настолько же велико.

Каждый из нас стремится к чему-то и имеет опыт достижения цели. И каждый знает, что насколько бы значимой не была для нас цель — после ее достижения и краткого ощущения полноты и счастья, мы привыкаем к новой ситуации и она становится для нас обыденностью. Авраам очень хотел детей и когда у него родился наследник, он, по всей видимости довольно быстро забыл, что это не просто его сын, что он дан ему не для того, чтобы реализовывать обычные жизненные планы... Он дан ему, чтобы через него совершился план спасения.

Часто люди, которые обращались к Богу за помощью, забывают о Нем, как только эту помощь получают. Среди моря язычников, один Авраам находится в Завете с Богом. Но насколько он сам понимает важность своей миссии, насколько сам верен Богу не ради сына, а ради Него самого.

В сегодняшнем чтении мы слышим очень страшную историю, в которой Бог просит Авраама принести в жертву того, кого Он называет его единственным и любимым сыном. Часто говорят, что Бог хотел проверить веру Авраама. Да и в конце истории Ангел Господень говорит праотцу: теперь я знаю, что ты боишься Бога... Не стоит смущаться тем, что речь ведет Ангел Господень, потому что под Его именем в Писании всегда подразумевается Сам Бог.

Вопрос в другом: неужели же Бог не знал того, как поступит Авраам? Знал, конечно. Тем более, что за несколько глав до этого уже сказано: «Авраам поверил Богу и Он вменил ему это в праведность». Перед нами опять тот самый человеческий язык, который использует Писание.

Но если Бог знал, как поступит Авраам, почему же Он сказал ему все это сделать? Ответ очевиден: потому что этот поступок необходим для самого Авраама. Ведь одно дело поверить Богу и другое дело эту веру проявить и подтвердить делами. Авраам не принес Исаака в жертву в действительности, так как жертвоприношение было остановлено, но он принес его в своей душе, он внутренне изменился, как изменилось и его отношение к Исааку. Отношение к его жизни и к роли в истории спасения.

Каждому из нас жизнь дана для того, чтобы мы прожили ее правильно. В современном мире понимание правильного не просто пошатнулось, оно вовсе отрицается. Каждый присвоил себе право определять, что правильно и что неправильно сам. Однако в реальности никакие мировоззренческие кризисы ничего изменить не могут. Что бы мы ни думали о себе и мире, мы остаемся Божьими детьми, и только Он может направить нас на правильный путь.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы знаем, что убийство, воровство, блуд и некоторые подобные поступки Церковь считает тяжкими грехами. Но что насчёт того, чтобы брать подарки? Может ли быть что-то плохое в подобном деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 17-й и 18-й глав Книги притчей Соломоновых, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 17.

17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.

19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.

20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.

21 Родил кто глупого,- себе на горе, и отец глупого не порадуется.

22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.

24 Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли.

25 Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей.

26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.

27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным.

Глава 18.

01 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.

02 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.

03 С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение.

04 Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток.

05 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.

Людьми, которые стараются жить по правде, взяточничество воспринимается как преступление, которое разрушает жизнь общества и ведёт к деградации социальных институтов. В сегодняшнем отрывке мы слышим, как Соломон в разных формулировках осуждает тех, кто поступает несправедливо, следуя за своими прихотями. Например, он прямо пишет «Нечестивый берёт подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия». Для любого, кто это услышит, сразу понятно, о чём идёт речь. Слово подарок в еврейском языке такое же многозначное, как и в русском. Хотя в буквальном смысле оно и означает дар, в смысле переносном это взятка, то есть подарок, сделанный с определённой целью, подкупающий того, кому он дарится. Проблема с такого рода подарками в том, что их дарят тайно и они приводит к тому, что принимаются несправедливые судебные решения. Кажется, взятка — такой же грех, как и многие другие, но это не так. На самом деле перед нами один из тех грехов, которые содержат в себе множество других и влияют на самых разных людей.

Суть взятки, конечно, сводится к обману, в котором преступники осознают, что совершают преступление, и желают избежать лишних глаз. В этом они похожи на Каина, который уводит Авеля от жилища в поле, скрывая его от ближних. В совершаемом обмане мы видим попытку не только выставить ложь правдой, но и стремление оболгать саму правду, выставив её ложью. И, естественно, подобное стремление напоминает поступок лукавого, который желал перед лицом Евы оболгать Творца. Кроме того, во взятке есть эгоизм того, кто выгораживает себя, обращая внимание исключительно на свои интересы. В ней есть безжалостность к невинному, чьей судьбой преступники обычно пренебрегают... А ведь у некоторых преступлений довольно страшные последствия и большое количество жертв. Наконец, взятками соблазняются люди, которые могли бы стремиться к добру, но видят чужое зло и следуют за плохим примером. Итак, кажется, перед нами один грех, но какое множество у него последствий и какое количество людей он губит! На вид он менее значим, чем смертные грехи, которые всем приходят на ум, но по последствиям страшнее многих из них. Кажется ли нам это очевидным? И не научились ли мы прикрывать страшное явлением красивыми словами? Зная, что формулировки могут быть разными, Соломон подчёркивает главное: «Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде». Важно помнить, что этот призыв на самом деле не только про суд, но про всех нас. Ведь честными призваны быть не только отдельные люди и стремление к праведной жизни должно войти в сердце каждого.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Радоваться — хорошо, унывать — плохо. Эта мысль банальна и очевидна, для её осознания нет необходимости изучать Священное Писание, достаточно просто быть человеком, сама по себе наша жизнь подсказывает, что радость — вожделенное состояние, а печаль — это то, чего мы хотим избежать.

Правда, радоваться получается далеко не всегда, не всегда получается и не печалиться, к сожалению, в жизни не так уж много поводов для радости, а вот поводов для печали, тревоги и уныния, напротив, хватает с избытком: они простираются от плохой погоды до напряжённой геополитической обстановки, от плохого самочувствия домашнего питомца до обречённости любого живого существа на смерть. В общем, у нас всегда имеется то, от чего можно погрустить.

Священное Писание некоторыми своими книгами побуждает нас к тому же: достаточно вспомнить грустную книгу Экклезиаста с её риторическими вопросами о смысле человеческой деятельности — «Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» (Еккл. 1:3). Книга Притчей пытается восставать против печали, она сообщает, что «весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притч. 17:22), но при этом не говорит ничего о том, каким образом возможно обрести «весёлое сердце» на фоне общей довольно серой картины человеческого бытия.

Здесь нам на помощь приходят другие книги Священного Писания, те, которые в самом своём названии имеют слово «радость» — Радостная, или, Благая весть, то есть Евангелие. Евангелие не акцентирует своё внимание на многочисленных сложностях жизни, оно говорит о том, каким образом можно сделать так, чтобы эти сложности перестали оказывать на нас определяющее давление. Евангельский «рецепт» прост — Бог пришёл во плоти, Бог с нами, Бог взял на Себя весь грех, все нестроения, все печали, Бог призвал нас больше не думать о сложных вопросах бытия, и вместо этого прийти к Нему через исполнение Его заповедей, взять на себя иго Его повелений, уподобиться ему в кротости и смирение, взамен же получить радостное успокоение сердца (см. Мф. 11:28–30) в рамках земной жизни и Христово Царство в вечности.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сквозная тема чтения из книги Притч — противопоставление человека умного глупцу. Странно, не правда ли — такое противопоставление видеть в словах Священного Писания! В чём виноват глупый, интеллектуально неразвитый, если он родился таковым? Да и в чём заслуга умного — когда его цепкий, хватающий всё налету ум с младых лет был данностью? И главное: какое отношение всё это имеет к благочестию, то есть к области религиозной? Как можно осуждать или, наоборот, превозносить то, в чём личной заслуги человека нет вообще — а есть только данность природы? Похоже, мы зашли в тупик — либо что-то неправильно понимаем в тексте.

В любой ситуации тупика всегда лучше сдать назад и внимательнее посмотреть, а в ту ли дверь мы вошли! Итак, смотрим, какие подсказки дают нам древние языки — греческий и еврейский. В переводе 70-ти толковников — то есть Септуагинте — «глупый» обозначается словом «ἄφρων» — где а — отрицательная частица, а далее — всё очень интересно! φρων — это производное от φράν — которое в свою очередь происходит от протоиндоевропейского слова *gʷʰren — буквально — вы не поверите! — душа! Существительное «φρήν» имеет широкий диапазон смыслов: это прежде всего место в теле от пояса до груди, своего рода «сердцевина» человека — и это очень важно, мы увидим позже. Далее — буквально «седалище», место, где располагаются эмоции, сердце. И только потом — место ума и интеллекта. А если к этому добавить ещё четвертое значение — волю — то, конечно, проще всю совокупность этих сил человека просто назвать «душой»! Как мы видим, смыслы здесь гораздо глубже и шире, чем просто интеллектуальные способности!

Теперь давайте посмотрим, что же мы имеем в масоретском тексте, в еврейском языке. Безумный — ḥă-sar-lêḇ. Здесь также есть отрицание — но что же именно отрицается? lêḇ — как это слово употребляется в Священном Писании — это прежде всего — не поверите! — сердце, способность переживать, быть добрым, более того: сердце как «сердцевина», средоточие всего человека, своего рода «нутро» человека — а вовсе не его «мозги»! Более 200 раз мы встречаем это слово в тексте Ветхого Завета, и буквально лишь несколько значений будут отсылать нас к собственно интеллекту человека: да и как может быть действительно умным — бессердечный?

Интересный поворот, не правда ли? Действительно, нельзя упрекать человека в том, что он недалёк по природе, не одарён яркими интеллектуальными способностями: ну нет в этом никакой его вины! Конечно, если он ленится развивать то, что есть — это плохо, но любой педагог знает, насколько отличаются пределы способностей детей с разным уровнем интеллекта. А вот если человек закрыл своё сердце, сфокусировался исключительно на своём нарциссизме, думает только о себе — вот для этого никакого «выдающегося ума» и не требуется! Вот, оказывается, что за пресловутый «глупец», на которого указывают Притчи: это совсем не наивный «дурачок», а тот, чьё сердце — сердцевина, нутро — охвачено гнилью нелюбви.

Как же важно почаще заглядывать в древние тексты и стараться не полениться докапываться до тех смыслов, которые иногда через решето перевода могут оказаться совсем неожиданными!

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В только что прозвучавшем отрывке царь Соломон обращается к своим слушателям со словом мудрости. Как всегда, он обращает наше внимание на совершенно разные области жизни человека. Однако сегодня присмотримся к тому, что Соломон говорит нам о подлинной добродетели.

Не однократно мы слышим, что добрые дела — это главный признак благочестивого человека. Их совершает праведник, на них не способен грешник. Однако, оказывается, не все так просто. Если добродетель не соединена с мудростью, она может нанести серьезный вред. Вспомним притчу Иисуса Христа о мытаре и фарисеи. Именно скрупулезное исполнение закона стало для фарисея поводом для тщеславия, самолюбования и в итоге для превозношения над ближним. В притчи о блудном сыне в эту же ловушку попал старший брат. С точки зрения исполнения закона, отношений с отцом он был безупречен. А потому и на блудного сына он смотрит свысока, словно брезгует им и даже предъявляет претензии родителю за то, что тот простил и принял обратно своего оступившегося ребенка. В обоих случаях перед нами добродетельность, которая словно обесценивает сама себя. Причина очевидна. Здесь нет мудрости, рассуждения, и самое главное нет любви. Такая добродетель формальна. Ее цель — соответствовать внешней норме, заданному стандарту. В итоге это девальвирует любые добрые начинания, сводит их на нет. Рядом с таким человеком душно находиться. В нем нет искренности и сердечности. А потому нередко можно услышать, как его даже называют «святой сатана».

Сегодня Соломон говорит, что порой подлинным добрым делом может быть его видимо отсутствие. Так, иногда не стоит ручаться за ближнего, брать на себя ответственность за него. Наше внешнее великодушие может быть не по разуму, без рассуждения, с мыслью только о себе и о своей репутации, что в корне разрушит, казалось бы, такое благородное дело. Но дело не только в этом. Порой ручаться за человека — все равно, что мешать ему взрослеть. Так этим могут страдают родители, чьи дети уже давно выросли, а они все держат их возле своей юбки. В этом случае человек просто обречен на душевную незрелость. Из-за этой навязчивой нежности ребенок лишается главного — опыта самостоятельной жизни. А потому порой подлинной добродетелью может стать отстранение человека от себя. Когда мы делаем усилие над собой и отпускаем его на все четыре стороны. Внешне это может выглядеть довольно неприглядно и странно. Да и сами мы будем страдать. Однако в основе такого поступка будет лежать именно подлинная мудрость, источником которой является жертвенная любовь.

Поэтому, если мы пытаемся идти путем добродетели, постараемся внимательно приглядываться к тому, что побуждает нас совершать те или иные поступки. И дай нам, Господи, рассуждения и сил полагать в их основу Твою мудрость и любовь.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В наш век, в который почти все очень переживают за свое физическое здоровье и за здоровье своих близких, особенно интересны те места Священного Писания, которые говорят как раз о нем, о здоровье. В этом отрывке книги Притчей Соломона тоже есть такое место. Вот оно: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притч. 17:22). Здесь все довольно просто: уныние губительно для здоровья, а, скажем так, оптимизм, наоборот, полезен. Вопрос лишь в том, о каком таком «веселом сердце» идет речь. Что за радость имеет в виду автор этих строк? Можно предположить, что вряд ли он подразумевает здесь веселье, которое возникает при просмотре комедийных передач. Комедии сами по себе бывают иногда полезны, но злоупотребление ими с неизбежностью приводит к тому самому унылому духу, который «сушит кости».
Мне вспоминается посещение одного из скитов Валаамского монастыря. В том скиту, помимо храма, подсобных помещений и келий для проживания монахов, было еще и кладбище. Относительно небольшое, но очень любопытное. На кладбище том захоронены, как и следует того ожидать, монахи, которые несли свое послушание в этом скиту. Все они умерли в позапрошлом веке. Любопытным же были годы жизни этих монахов: никто из них не жил, кажется, меньше 85 лет. Это довольно примечательно, ведь в те годы средняя продолжительность жизни была значительно меньше, не было развитой медицины, не было и необходимых лекарств. Но тем не менее все эти люди прожили такую долгую жизнь, которую сегодня не всегда в силах обеспечить развитое медицинское обслуживание. Можно, конечно, предположить, что причина такого завидного долголетия в правильном образе жизни, здоровом питании и благоприятной экологии. Но у их современников тоже все это в той или иной степени было, особенно же у крестьян. Вообще, продолжительность жизни монахов ушедших времен удивляет: они, как правило, жили ощутимо дольше своих современников.
Думается, что дело здесь в любви. Именно любовь рождает радость. А настоящая любовь рождает настоящую радость. У этих монахов была любовь — любовь к Богу, а от нее происходила и радость, от радости же желание и интерес к жизни. Они трудились, у них были скорби, но за всем этим они умели видеть Бога и, может, они и не слышали слова преподобного Серафима Саровского, но слова святого были и их собственным исповеданием: «Нет нам дороги унывать. Христос все победил, диавола посрамил, смерть умертвил».

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
03.04.2020пятница
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****